Вы просматриваете: Главная > История древности > Белинский

Белинский

Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов и многие другие. Их мужественная борьба против царизма, против крепостничества и их освободительные идеи вдохновляли передовых людей нерусских народов в их освободительном движении. «У них учились, их примеру следовали и заражались высоким патриотизмом современники и последующие поколения».

Но, вместе с тем, следует подчеркнуть одну особенность из их отношения к борьбе угнетенных народов вообще, горцев Северного Кавказа, в частности, против русского самодержавия: сочувствуя их неравной героической борьбе, они приветствовали то, что объединяло их борьбу с освободительной борьбой русского народа, и осуждали то, что разъединяло и отталкивало их от нее. Это особенно наглядно видно из их отношения, с одной стороны, к борьбе трудящихся горцев против царской реакционной политики жестокого национально-колониального угнетения и, с другой, к идеологии мюридизма, так как она, призывая к «священной войне» против «неверных», культивировала вражду между народами.

Чернышевский и Добролюбов окончание военных действий на Кавказе считали большим благом не только для самой России, но и для горских народов, ибо последние теперь могли шире и глубже сближаться с русским народом и его культурой. «Слава богу, — писал Чернышевский, — теперь Кавказ не будет, поглощать ежегодно по 25 ООО русских солдат; одна из тех язв, которые истощали Россию, закрывается»2. Горские народы видели, писал Добролюбов, что «жизнь мирных селений, находящихся под покровительством русских, гораздо спокойнее и обильнее»8.

Глубоко сочувственно относясь к борьбе трудящихся горцев, как и других народов окраин России, против своих угнетателей и поработителей, Чернышевский и Добролюбов с присущей им силой разоблачали реакционную политику самодержавия, выступали против угнетения нерусских народностей, энергично поддерживали права.

Обсуждение закрыто.