Вы просматриваете: Главная > История древности > былые свершения

былые свершения

Как будто эти былые свершения могут и ныне спасать нас и сохранять ранее приобретенные владения. «Разве не глупо, — риторически спрашивает Онасандр, — награждая воинов знаками отличия за их храбрые деяния, а не за знатность их отцов, в то же время выбирать военачальников не по их собственной доблести, хотя бы они и не блистали родовитостью, а по наличию у них знатных предков, даже если они сами никуда не годны?» Подводя итог этих рассуждений, автор восклицает: «Счастлив военачальник, если в дополнение к прочим качествам имеет он благородное происхождение и знатных предков, однако если у него есть все это, но нет других необходимых качеств, он бесполезен» (1.23).

В заключительных двух пассажах главы (1.24-25) автор развивает мысль о том, что те, кто не может гордиться своими предками, способны стать даже лучшими полководцами, чем те, кто такую возможность имеет. Ибо последние, даже в случае неудачи полагаясь на то, что слава их семейства всегда с ними, нередко оказываются нерадивыми руководителями, тогда как люди, не имеющие славы предков, стремятся восполнить ее отсутствие собственным рвением и смелее устремляются навстречу опасностям. Человек, лишенный возможности пользоваться доставшейся в наследство от предков славой, стремится сделать своим достоянием доблесть.

На первый взгляд, из этих пространных, довольно тонко аргументированных рассуждений со всей определенностью следует вывод, что знатность не имеет для выбора полководца сколько-нибудь решающего значения и что Онасандр вообще трактует проблему социального статуса военачальника «в чисто умозрительном, общефилософском плане» [20]. Но при более внимательном прочтении изложенного выше текста обнаруживается, во-первых, определенная двойственность позиции Она-сандра в отношении знатности, а во-вторых, прямой отзвук вполне актуальных для раннеимператорского и позднереспубликанского времени проблем.

Что касается первого, то показательна уже сама беспрецедентная подробность, с какой обсуждается вопрос о происхождении кандидата на командную должность: он занимает более 1/5 главы, в которой всего рассмотрены 11 качеств, необходимых военачальнику, а также такой критерий, как богатство. Вполне очевидно, что и тот, кому было посвящено и адресовано сочинение, и сам Онасандр принимали данную проблему близко к сердцу. Судя по всему, автор трактата избегает категорических оценок и проявляет определенную неуверенность, когда, с одной стороны, утверждает, что знатность рода в полководце следует.

Обсуждение закрыто.