Вы просматриваете: Главная > История древности > Эта картина

Эта картина

Эта картина резко меняется в конце сороковых и в пятидесятых годах. В Чечне имамат все большие и большие надежды возлагает не на чеченские ополчения, а на долговременные укрепления. Строится знаменитый «Шалинский окоп», идет усиленное укрепление входов в Чечню. А в то же время чеченское народное ополчение, вооруженная сила восставшей крестьянской массы, под влиянием причин, уже разобранных выше, теряет свои боевые качества. В 1843 г. мехтулинцы не хотели сопротивляться мюридам, а в конце пятидесятых годов чеченцы не хотят сопротивляться царизму и лишь иногда, при защите отдельных аулов, прорываются прежние вспышки энергии повстанцев.

То же и в Дагестане. Три года — 1847-й, 1848-й и 1849-й -военные действия концентрируются вокруг отдельных аулов: Чоха, Сугратля, Гергебиля, Салты. Аулы эти укреплены по всем правилам инженерного искусства, и осада их войсками также ведется по всем правилам. Война широких маневров, далеких походов сменяется войной позиционной. Попытки смелыми рейдами поднять восстание в тылу царских войск терпят теперь неудачу и вырождаются в простые набеги, из которых такие вожди, как Хаджи-Мурат, привозят только большое количество захваченных ценностей. Даже наиболее грандиозное шамилевское предприятие пятидесятых годов — поход 1854 г. в Кахетию — не избегает этой участи и оказывается самым обыкновенным набегом. Узденьская масса за пределами имамата не отвечает уже на призыв к восстанию, а внутри — на призыв к защите. И в решительный 1859 г. Дагестан сдается так же быстро и легко, как быстро и легко сдалась Чечня. Силы, породившие имамат, к этому времени разгромлены, государство, ими созданное, разлагается, а имам бессильно опускает руки перед «тысячью разрушителей».

Обсуждение закрыто.