Вы просматриваете: Главная > История древности > Оброчные крестьяне

Оброчные крестьяне

Оброчные крестьяне от работы на барской пашне освобождались, статус оброчных закреплен за ними и впредь.

Отсутствие в большинстве писцовых книг сведений об отдельной монастырской пашне — результат своеобразия сошного письма: с точки зрения фиска монастырская и крестьянская пашня одинаково клались в сохи на протяжении почти всего XVI в., если только барское поле не обрабатывалось трудом детенышей. Формула в послушных грамотах «пашню на них пахати» представляла потенцию, которую на практике далеко не всегда можно было претворить в реальность, хотя бы потому, что после 1570 г. в условиях экономического кризиса и демографического спада численность крестьян в имении резко сокращается, хозяйство расстроено, большое количество земли запереложено и заросло лесом.

В такой ситуации не всегда возможно выделить участки земли для барского поля, поддающиеся быстрому окультуриванию. Кроме того, выше уже отмечалось, что в зонах с неустойчивой климатической характеристикой и скудными подзолистыми почвами вотчинник постепенно понимал преимущество регламентированной натурально-денежной ренты перед барщиной. Такая же ситуация складывается и в некоторых регионах с «доброй» землей. В Богородицком монастырском владении Свияжского у. крестьяне после льготы должны были пахать «монастырские десятины с выти по десятине, сколько вытей будет». Но характерно, что уже обосновавшиеся крестьяне исполняли не барщину, а платили денежную ренту: с 3 вытей взимали по рублю, с остальных И вытей — по 150 денег. Деньги брались «с крестьян за пашню и за мелкий доход».

В то же время клаузула «пашню на них пахати» не может служить и доказательством произвольной переоброчки земледельцев монастырскими властями. Как уже указывалось, степень эксплуатации крестьян в известной мере ограничивалась нормами обычного права, действующими в той или иной местности на данный период времени. Первые из известных нам послушных грамот, выданных духовенству на вотчины в Северо-Восточной Руси, датированы январем 1550 г.: 4 января суздальскому Покровскому монастырю передаются сельцо и деревни в Белозерском у.; 8 января этому же монастырю выдается грамота на черные деревни волости Талша Владимирского у.: описанные 1,5 сохой.

Послушная грамота 27 октября 1551 г. выдана Троице-Сергиеву монастырю на село с деревнями в Коломенском у. «и з хлебом земляным». 16 сентября 1552 г. оформлена грамота на вотчину в Переяславле-Залесском 121. Обращает внимание то обстоятельство, что ранее середины XVI в. послушные грамоты на вотчины центральных уездов неизвестны. Возможно, их появление обусловлено усилением царской власти и частичной утратой вотчинниками внутренней автономии. Ведь несколько позже (с конца 50-х—начала 60-х годов) правительство вводит учет вотчинных земель (см. гл. I). Начиная с первых послушных грамот.

Обсуждение закрыто.