Вы просматриваете: Главная > История древности > Одна из реакционных сторон

Одна из реакционных сторон

Одна из реакционных сторон идеологии мюридизма заключалась в том, что она сеяла недоверие между горскими народами и тем самым мешала объединению их сил в борьбе против самодержавия.

Вот почему русские революционные демократы, а также прогрессивные деятели самих кавказских народов, сочувствуя и поддерживая антиколониально-антифеодальную, по существу народно-освободительную (на определенном этапе) борьбу горцев под руководством Шамиля, вместе с тем осуждали идеологию мюридизма, ибо она мешала горцам сблизиться с русским народом и с его передовой культурой. Добролюбов, например, говоря о том, какую реакционную роль играла мусульманская религия в деле духовного оцепенения горцев, подчеркивал, что им, горцам, находившимся «под значительным влиянием своих мулл, — невежественных и своекорыстных», эта религия «много препятствует в усвоении истинной цивилизации».

Эту реакционную сущность мусульманства, как отмечено выше, подчеркивал и осетинский народный поэт, революционер-демократ К» Л. Хетагуров, указав, что «невежественные муллы… вселяли в народе фанатизм», разжигали «вражду между магометанским и христианским населением Кавказа».

Передовые люди кавказских народов, считая борьбу горцев справедливой, вместе с тем не могли не видеть, что продолжавшаяся в течение многих десятилетий Кавказская война являлась серьезным препятствием к сближению горцев с русским народом и его культурой, подрывала и разрушала производительные силы горских народов, держала горцев в состоянии постоянного страха, в ожидании расплаты и возмездия. Именно с этой точки зрения прогрессивные представители горцев окончание Кавказской войны считали положительным делом и приветствовали его.

Так, культурный деятель Осетии публицист А. Г. Ардасенов в 90-х гг. прямо указывал, что окончание Кавказской войны имело «существенное влияние на поворот в жизни горцев, на их более тесное сближение с русскими».

Обсуждение закрыто.