Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Особняком стоит мнение

Особняком стоит мнение

Особняком стоит мнение В.Ф. Гайдукевича, рассматривавшего Боспор в составе Понтийского царства как провинцию или сатрапию [4]. Отсутствие четких указаний источников по этому вопросу заставляет еще раз обратиться к тем аргументам, которые уже приводились исследователями, и новым находкам.

Начнем с того, что нет ни одного документа, который бы засвидетельствовал обособленное положение Боспора в составе Понта. Ни среди войска Митридата, ни среди его союзников боспоряне как отдельный элемент не фигурируют. Для сравнения отметим, что Малая Армения, например, выставляла отдельное союзное войско, которое в период первой антиримской войны возглавлял сын Митридата Аркафий, по-видимому, управлявший ею в то время (Арр. Mithr. 17) [5].

Нет никаких данных и о том, что наместник Боспора, пусть даже сын Митридата, располагал какими-то особыми правами, отличающими его от других сатрапов. Да и первый сын, который управлял Боспором и Понтом, стал таковым лишь после того, как Митридат перенес свою резиденцию в Пергам. Имен же наместников Боспора до этого сына Митридата история не сохранила. Видимо, они вовсе не были столь значительными фигурами, чтобы предполагать сохранение Боспором своего государственного статуса в рамках Понта под их управлением. Соединение же управления «старинными владениями в Понте и Боспоре» в одних руках заставляет предполагать именно отсутствие обособленного положения Боспора в системе государства Митридата.

С.Ю. Сапрыкин,ссылаясь на то, что в вышеприведенном сообщении Плутарха и сообщении Аппиана о восстании в Колхиде речь шла об одном человеке и на дешифровку некоторых монограмм Понта и Боспора как имя Митридата, считает возможным видеть в этом правителе старшего сына Митридата тоже Митридата [6]. Однако то, что именно Митридат был старшим сыном,никак не обосновывается, хотя по этому поводу есть и иные мнения. Мне, например, представляется, что старшим был Ариарат (Аркафий) — во всяком случае, он раньше упоминается в источниках (Just. XXXVIII. 1.10), хотя, судя по возрасту.

Обсуждение закрыто.