Вы просматриваете: Главная > История древности > Представители «поколения на перепутье»

Представители «поколения на перепутье»

Представители «поколения на перепутье», знающие литературный язык, были заинтересованы в превращении этого обстоятельства в социальное преимущество и поддержали течение румынистов в молдавской лингвистике, с середины 50-х годов взявшее курс на подгонку литературного молдавского языка под стандарты румынского.

Разрыв молдавской культурной традиции еще не был преодолен, часть молодой молдавской интеллигенции оказалась дезориентирована мифологией прогрессизма и слепо пошла за «модернизаторами» молдавского языка. Знакомство с румынской литературой она воспринимала как восстановление неких национальных духовных связей. В 70-80-е годы в ее среде не без участия государственных структур Румынии распространялся политический по своей сути миф о румынской «духовности». Пополнение лексического фонда молдавского языка шло в основном при посредстве румынского. Попирая молдавскую культурную традицию, румынисты отвергли ориентацию на говоры центральных районов Молдавии и язык молдавских классиков XIX-начала XX в. и начали целенаправленное уничтожение языковой индивидуальности, свойственной молдавской классической литературе и живой молдавской речи.

Необходимость заимствовать и имитировать румынские культурные образцы оскорбляла национальные чувства молдаван, воспитывала у интеллигенции комплекс культурного провинциализма и национальной несостоятельности. Особое недовольство политика румынизации вызывала на Левобережье Днестра, где отсутствовала национально-капитулянтская прослойка из «поколения на перепутье». Устранение левобережных молдаван с политически значимых постов, все более явная монополизация управления даже в левобережных районах уроженцами Бессарабии, ограничение им доступа к образованию и служебного продвижения создавали социальные мотивы для взаимного отчуждения молдаван двух берегов Днестра.

Обсуждение закрыто.